Июль – самая жаркая пора лета и в природе, и в крестьянской работе. В традиционных обрядах и обычаях чувашей, связанных с сенокосной порой, сохранились многие древние особенности. Первый выход на сенокос напоминал большой всенародный праздник. К этому дню готовились заранее. Перед началом сенокоса чуваши-язычники проводили утӑ чӳк — жертвоприношение перед сенокосом. Около каждой деревни было специально отведенное для этого обряда место. Всем обществом покупали быка, сельчане по очереди с каждого хозяйства жертвовали барана, собирали также крупу, масло, некоторые пригоняли домашнюю птицу. Жертвоприношение проводили в обычном порядке, руководил обрядом почтенный старик. После проведения утӑ чӳк, если погода позволяла, выходили на сенокос. На сенокос выходили, как на праздник, в лучших нарядах. Это действительно было праздничное, веселое время.
Заготовка сена требовала много умения и физических сил, люди уставали, вместе с тем они переживали счастливые мгновения – работа сделана вовремя и крестьянское хозяйство к зиме
В яркий солнечный день в рамках Дня единого фольклора ярко на лугу Марка вар было много людей, одетых в национальные костюмы. Девушки и женщины в чувашских нарядах, мужчины – в национальных рубахах. Многие с косами, вилами и граблями в руках. Участники народного фольклорного ансамбля «Шанăç» при Полевобуртасском СДК и члены любительского клуба «Родной край» при Полевобуртасской сельской библиотеке собрались на праздник —фольклорно-экологический фестиваль «Утăçи».
Сотрудник библиотеки рассказали о традициях и обрядах чувашского народа во время сенокоса.
Перед началом покоса женщины изготовили куклу-оберег — берегиню – Покосницу, которая оберегала руки хозяйки от порезов и повреждений.
Программа праздника была весьма разнообразной: покос травы, плетение венков, кипячение самовара на время. Было много других интересных игр и конкурсов, которые органично перемежались песнями и танцами.
Члены фольклорного коллектива за три-четыре часа смогли «прожить» сенокосную пору – траву скосить, поворошить, высушить, сложить в копны, провести праздник окончания сенокоса.
Обряд сенокоса наполнен глубоким философским смыслом, он соединяет прошлое, настоящее и будущее – подводятся итоги, строятся планы, готовятся к долгой зиме.
Подобные фестивали воспитывают любовь к своей малой родине, бережное отношение к природе и патриотизм. Участие молодежи в фестивале — залог того, что народные традиции будут продолжены, а значит, связь поколений не прервется.